СНЕГОХОДЫ: ИДЕИ И КОНСТРУКЦИИ

«ЭКСПРОМТ»

Снегоход, изготовленный В. И. Шадриным, — это не мотонарты. Автор конструкции задался целью сделать зимний «вездеход» из мотоцикла ижевского завода с минимальной переделкой для повышения проходимости по заснеженному пути. В передней части снегохода, получившего название «Экспромт», вместо рулевого колеса установлена сочлененная лыжа. Ее направляющая часть соединена с поворотной вилкой мотоцикла и является управляющей. Задняя часть лыжи имеет наклонную ось для соединения с передней поворотной частью. Она присоединена к вилке через муфту, а через амортизатор — к раме мотоцикла. В продольном направлении эта часть лыжи неподвижна. Она же является и несущей: на нее передается вес машины и водителя. Благодаря амортизации лыжа обеспечивает мягкость движения по неровностям дороги. Интересно, что снятое переднее колесо не осталось без дела: оно установлено за задним колесом и присоединено к раме мотоцикла маятниковыми растяжками и стержнем-амортизатором. На оба колеса надета гусеничная лента. Ее натяжение, помимо стержня-амортизатора, обеспечивается натяжным устройством, смонтированным на концах маятниковых рычагов. Гусеничная лента проходит непосредственно по ободам колес. Внутренняя ее часть из протектора колес автомобиля «ГАЗ-51». Наружный слой — резинотканевая лента толщиной 5…6 мм и шириной 125 мм. Для обеспечения хорошего сцепления со снегом и предотвращения пробуксовки ленты на ее наружной стороне установлены грунтозацепы, изготовленные из листового дюралюминия или нержавеющей стали. Размер уголка грунтозацепа — 25×25 мм. Несколько наклонное расположение колес (см. чертеж) не случайно. Это обеспечивает более высокое удельное давление на задний конец гусеничной ленты, улучшая тем самым сцепление ее с грунтом. Верхняя часть гусеницы закрывается коробчатым кожухом. Он предохраняет водителя от захватываемого гусеницей снега. Кроме того, на кожухе крепится багажник.* * *В своем стремлении приспособить обычный мотоцикл для движения по снегу В. И. Шадрин не одинок. За последнее время любителями выполнены различные конструкции, повышающие проходимость мотоцикла. В этом направлении работают А. Светлешов из Куйбышевской области, П. Копляров из Красноярского края и другие. Но, к сожалению, пока еще не найден такой вариант, который при минимальной переделке, наименьшем количестве новых деталей обеспечивал бы желательную проходимость мотоцикла по зимнему бездорожью. А такая конструкция очень нужна. Многие тысячи мотоциклов в заснеженных районах страны используются, как правило, только в летнее время, то есть всего 2—3 месяца в году. Поэтому мы ждем от наших читателей новых разработок, лучшие из которых будут опубликованы на страницах журнала.Снегоход «Экспромт»: 1 — двигатель мотоцикла «ИЖ-49», 2 — амортизатор второго колеса, 3 — кожух гусеницы, 4 — переставленное переднее колесо мотоцикла в качестве заднего ведомого, 5 — гусеница, 6 — маятниковая растяжка для крепления ведомого колеса, 7 — косынка для крепления растяжки (приваривается к задней вилке), 8 — амортизатор лыжи, 9 — лыжа (неуправляемая часть), 10 — поворотная втулка, 11 — амортизатор конька, 12 — поворотная часть лыжи — конек.

«ЯКУТИЯ»

Иннокентий Александрович Карелин занимается мотонартами не первый год. Прежде чем получилась надежная, вполне работоспособная машина, испробовал не один вариант. Одной из главных задач, которую в основном пришлось решать, была конструкция гусеничной ленты. Дело в том, что в суровых зимних условиях Якутии, когда температура воздуха падает ниже — 50°, снег становится похожим на абразивный порошок. Лыжи по нему не скользят, а резинотканевая лента, обычно используемая любителями для гусениц, становится хрупкой. После 3—8 км пути она ломается, выкрашивается и становится непригодной. И. А. Карелин, проделав ряд экспериментов, остановился на металлической гусеничной ленте.С традиционным средством передвижения таежного охотника — лыжами, подбитыми мехом, сегодня соперничают мотонарты с металлической гусеницей. Их построил читатель нашего журнала И. А. Карелин из поселка Пеледуй Якутской АССР. Основой такой ленты стала ролико-втулочная цепь, с которой входит в зацепление ведущая звездочка гусеницы. На звенья цепи, через одно, наварены фигурные стальные пластины, составляющие опорную часть ленты. Размер каждой — 400 мм — определяет ширину ленты. Со стороны цепи к пластинам приварены направляющие ребра, не позволяющие ленте сходить с опорных катков. Для повышения прочности между звеном цепи и направляющими катков наварены дополнительно ребра жесткости. С наружной стороны пластин приварены грунтозацепы, состоящие из основного гребня, ребра прочности и угловых опор. Пластины ленты между собой связаны только цепью, имеющей шаг 67 мм. Звенья ее соединяются шкворнями Ø12мм. Подобная конструкция ленты обеспечивает ее достаточную гибкость и позволяет легко преодолевать даже такие препятствия, как стволы поваленных в тайге деревьев. Необычно выполнено и натяжение ленты. Натяжные катки соединены с осью каретки через пружинный амортизатор, постоянно обеспечивающий ее натяжение. Восемь опорных катков ленты Ø360 мм посажены на качающиеся каретки. Оси закрепляются в жестких кронштейнах рамы, в текстолитовых ползунах, передвигающихся по вертикальным прорезям и амортизируемых спиральными пружинами. Оси опорных катков снабжены шариковыми опорными подшипниками № 204, а оси натяжных катков — № 205.Корпус мотонарт представляет собой плоскую раму, сваренную из стальных труб Ø38 мм. В передней части трубы согнуты наподобие носка лыжи и снизу, до гусеницы, обшиты листовым дюралюминием. Двигатель, управление и прочие узлы крепятся к раме корпуса на приваренных к трубам кронштейнах. Гусеничная лента сверху закрыта металлическим коробом, который болтами крепится к ушкам на раме. Он одновременно придает продольную жесткость корпусу. На нем размещены сиденья водителя и пассажира, взятые от мотоцикла. Они закреплены на кронштейнах и имеют амортизацию. В задней части кожуха на ложементах расположен бензиновый бак, который крепится стальными стяжными полосами. На мотонартах И. А. Карелина работает мотоциклетный двигатель «ИЖ-56» мощностью 13 л. с. Для обеспечения нормального температурного режима он оборудован самодельным вентилятором с кожухом, направляющим поток воздуха на оребрение цилиндра. Вентилятор работает от специального привода, для чего на хвостовике коленчатого вала, на котором устанавливался генератор, на конусе расположен шкив под клиновидный ремень. Второй, ведомый, шкив крепится на оси крыльчатки вентилятора. Система зажигания на двигателе выполнена от магнето. Привод магнето, его муфта, соединяется с двигателем через шкив привода вентилятора. Силовая передача от мотора до ведущего вала гусеничной ленты включает в себя коробку скоростей, обеспечивающую изменение тягового усилия и имеющую переключение и на задний ход. Передача от мотора на коробку скоростей и от нее на ведущий вал гусеницы — цепная, Управление машиной осуществляется двумя передними лыжами; рулевая колонка — автомобильного типа. Для увеличения надежности привод управления на лыжи выполнен по параллелограммной схеме, с двумя поперечными тягами.
Схема мотонарт «Якутия»: 1 — двигатель, 2 — звездочка привода коробки скоростей от двигателя, 3 — коробка скоростей, 4 — рулевое колесо, 5 — капот, 6 — гусеница, 7 — сиденья, 8 — бортовая пружинная подвеска задних катков, 9 — бензобак, 10 — бортовая пружинная подвеска задних катков, 11 — натяжные катки, 12 — пружинно-телескопическое натяжное устройство гусеницы, 13 — подвеска задних направляющих катков, 14 — направляющие катки, 15 — траки гусеницы, 16 — подвеска передних направляющих катков, 17 — ведущая звездочка гусеницы, 18 — звездочка привода от коробки скоростей, 19 — рама мотонарт, 20 — тяги рулевого управления, 21 — рулевая колонка, 22 — колонка подвески лыжи, 23 — рессора лыжи, 24 — лыжи. Рис. 5. Конструкция бортовой подвески: 1 — рама мотонарт, 2 — направляющие кницы, 3 — пружина, 4 — ограничитель пружины, 5 — цапфа оси подвески. Рис. 6. Конструкция траков: 1 — трак, 2 — цепь, 3 — направляющие катков, 4 — ребро жесткости, 5 — грунтозацеп (увеличено по отношению к рисунку 5 в 2 1/2 раза). Рис. 7. Поперечное сечение лыжи: 1 — дерево, 2 — нержавеющая сталь толщиной 1,5 мм, 3 — стальной подрез лыжи (уголок 25×25).

Источник: «Моделист-Конструктор» 1974, №2. Автор инженер И. ЮВЕНАЛЬЕВ.
Статья с фотографиями, схемами и чертежми (нажмите, откроется в новом окне)

admin